«Черная пятница» в России не обошлась без темных пятен: покупатели  жаловались на фиктивные скидки и отсутствие заявленных товаров,  а партнеры акции — на ее плохую организацию.
 	Массовая распродажа — так называемая «черная пятница» — проходила  в Рунете с вечера четверга до вечера воскресенья. Организатором акции  третий год подряд выступает компания «Блэк Фрайдэй»  (Blackfridaysale.ru), на площадке которой представлены все продавцы,  пожелавшие участвовать в этом мероприятии.
 	Уже вечером в четверг от покупателей и самих ретейлеров начали  поступать жалобы на различные технические сбои. По их данным, после  запуска на сайте Blackfridaysale.ru начали появляться ошибки, «поползли»  баннеры, предоставленные магазинами-партнерами, часть заявленных  участников акции вообще пропали с сайта. Покупатели в социальных сетях  (преимущественно в Facebook и «ВКонтакте») в ночь с четверга на пятницу  стали обсуждать фейковые скидки и отсутствие заявленных цен и товаров  в наличии, а представители ретейлеров, согласившиеся принять участие  в «черной пятнице», — на некачественную организацию.
             
             	Смазан оказался и сам старт: акция должна была стартовать в 19:00 мск,  но незадолго до этого часа на официальной странице «черной пятницы»  в Facebook появилось объявление о ее переносе на 20:00. В назначенный  срок организаторы снова перенесли открытие еще на час. Опрошенные  в четверг вечером участники «черной пятницы» сообщали РБК, что задержка  была связана с «техническими проблемами».
 	Акция в Рунете проходит в третий раз. В этом году свое участие в ней  подтверждали больше 300 магазинов, на сайте организатора были  анонсированы скидки до 90% на более чем 150 тыс. наименований товаров  и услуг.
 	За участие в «черной пятнице» ретейлеры платят организаторам процент  от продаж (модель revenue sharing), величина которого составляет  от 10 до 30% и зависит от категории товара, рассказывали РБК  представители компаний-участниц.
 	И это скидка?
 	Специализированные издания Hi-Tech@Mail.Ru и Oborot.ru частично  проанализировали заявленные участниками акции цены со скидками  и обнаружили целый ряд примеров, когда стоимость того или иного товара,  участвующего в распродаже, заведомо завышалась, а к «черной пятнице» —  снижалась. Также есть примеры, когда товар со скидкой у одного продавца  стоит столько же или дороже, чем у другого в обычное время.
 	Например, Oborot.ru привел скриншоты с ценами на эксклюзивное издание  Might & Magic Heroes VII. Стоимость товара в Media Markt,  заявленного на участие в «черной пятнице», — 1999 руб., при этом  нераспродажная цена на сайте 1c-interes.ru составляет 1499 руб., следует  из приведенных скриншотов страниц. Схожая ситуация с флешкой Kingston  на 32Gb: китайский ретейлер JD.com, вышедший в июне этого года в Россию,  выставил аукционную цену в $15,7, что эквивалентно примерно 1 тыс.  руб., а Wikimart такие флешки продает менее чем за 700 руб. в любое  время, пишет Oborot.ru.
 	Официальный магазин Microsoft анонсировал продажу смартфона Lumia  640 LTE за 10 990 руб. со скидкой в 15%. При этом в обычное время эту  модель смартфона можно приобрести за 11 990 руб. То есть реальная скидка  составляет 7,5%, пишет Hi-Tech@Mail. Ru. Издание также прилагает  скриншоты про ноутбук Asus X552WA-BING-SX137B: в рамках «черной пятницы»  ретейлер «М. Видео» предлагает устройство за 17 990 руб. (скидка  с 20 990 руб.), но рыночная цена модели составляет примерно 18 900 руб.
 	Где товар?
 	Вторая наиболее распространенная проблема «черной пятницы», с которой  столкнулись пользователи, — отсутствие заявленных в каталоге  организатора товаров. Например, журналист Сергей Вильянов написал  в своем блоге историю о том, как он пытался купить в Media Markt  смартфон Oysters Arctic 450. Ретейлер анонсировал, в том числе  в ТВ-рекламе, что стоимость устройства составит в «черную пятницу»  99 руб., однако смартфоны, видимо, раскупили в самом начале, поскольку  уже через несколько часов распродажи в call-центре Media Markt  корреспонденту РБК сообщили, что смартфона нет в наличии. Вильянов  почитал блоги и смог найти только три успешные покупки смартфона  кем‑либо, остальное — жалобы на отсутствующий товар.
 	Media Markt уже извинился перед покупателями, которые не смогли  приобрести смартфоны Oysters в рамках «черной пятницы», признав,  что выставил «привлекательную стоимость» и почувствовал «довольно  высокий спрос». «Цена оказалась беспрецедентно низкой, что привело  к такому росту ажиотажа, к которому мы оказались не совсем готовы,  и весь тираж был распродан уже в первые часы после старта акции», —  признали в Media Markt, уточнив, что в настоящий момент товар недоступен  для заказа на сайте, но есть «другие интересные предложения».
 	Корреспондент РБК попытался в пятницу днем приобрести несколько  десятков заявленных на Blackfridaysale.ru товаров, примерно в 30%  случаев при переходе на сайт продавца оказывалось, что нужной продукции  нет в наличии, и предлагалось купить похожую модель, но за большие  деньги. Уже сейчас на форумах и в социальных сетях можно найти сотни  сообщений о неудачных покупках. Наиболее популярный сценарий,  как следует из жалоб клиентов, выглядит так: компания-продавец приняла  заказ, а чуть позже представители магазина перезвонили покупателю  и сообщили об отсутствии товара в наличии.
 	Сайт не выдержал ажиотажа
 	В пятницу днем РБК опросил десять продавцов, участвующих в «черной  пятнице». Некоторые из них сообщили, что распродажа стартовала  с ограниченным числом партнеров, остальных «добавляли по мере  возможности». Например, в 21:00 мск в четверг на Blackfridaysale.ru  отсутствовали ранее заявленные магазины Lamoda.ru,Wildberries.ru,  Audiomania.ru и 220volt.ru. Опрошенные участники «черной пятницы»  сообщили РБК, что телефоны организаторов «с момента старта акции  выключены, а на почту никто не отвечает».
 	«Они [организаторы] так и не сообщили нам о причинах задержки. Более  того, наши товары и акции некоторых других крупных участников просто  не выложили в четверг на официальный сайт», — говорит представитель  ретейлера «220 Вольт» Мария Комендантова.
 	«Можно было понять лежащий сайт, когда акция проводилась в первый раз  и не смогли рассчитать нагрузку. И можно допустить, что во второй раз  тоже имели место какие‑то неожиданные ситуации. Но третий… И ладно бы  проблемы были связаны только с нагрузкой на сервер: наши товарные  предложения и баннеры появились на сайте не в момент запуска акции,  как должно было быть, а лишь под утро, что значительно снизило  количество переходов оттуда, это, в свою очередь, уменьшило количество  покупателей», — рассказывает директор по маркетингу и развитию бизнеса  «Аудиомании» Тимофей Шиколенков. «Кроме того, несмотря на то что число  участников акции растет, многие вместо настоящих скидок просто  приписывают якобы доскидочную цену и перечеркивают ее, чем наносят себе  серьезный репутационный удар. Ведь сейчас невозможно спрятаться  от публикаций в социальных сетях — все может стать достоянием  общественности», — сетует Шиколенков.
 	Владимир Ким, генеральный директор компании «Блэк Фрайдэй»  и сооснователь проекта Blackfridaysale.ru, в разговоре с РБК объяснил  отложенный старт акции тем, что компания старалась подключить «как можно  большее количество желающих». Технические сбои на сайте, по его словам,  связаны с наплывом покупателей. «Действительно, для большого пула  продавцов мы не успевали выложить предложения на сайт, и это,  к сожалению, коснулось в основном добросовестных рекламодателей, которые  давали честные скидки», — говорит Ким. Он признает, что многие  предложения заливались на сайт уже ночью.
 	Проблема с липовыми скидками также есть, говорит организатор акции:  компания пытается бороться с этим и занимает в этом вопросе сторону  покупателей. По словам Кима, «Блэк Фрайдэй» проводит выборочную проверку  предложений. Он уверяет, что в этом году «были примеры, когда пришлось  отказать продавцам в выкладке предложений именно по этой причине». Более  того, некоторые добросовестные продавцы сами отказывались от участия  в акции, понимая, что не могут предоставить нужный уровень скидок,  говорит Ким.